Повышение мотивации — основные понятия и цели мотивации

Мотивация. Классификация. Виды

План:

1. Мотивация. Классификация. Виды
2. Методы мотиваций
3. Современные методы мотивирования персонала
4. Повышение учебной мотивации. Как заставить себя учится?
5. Самомотивация. Методы, помогающие мотивировать себя на успех

Если рассматривать жизнь человека как его движение вперед по пути развития, то можно сказать, что жизнь — это процесс постоянного преодоления новых границ достижения лучших результатов, саморазвития и личностного роста. и в этом процессе одну из главенствующих ролей играет вопрос смысла всех действий и поступков, которые совершает человек. Ведь у любого действия ( или бездействия) всегда есть свой мотив.

Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Проще говоря, мотивация – это система стимулов, побуждающих человека к выполнению действий.

В современной психологии используют различные способы классификации мотивации.

• Экстринсивная мотивация (внешняя) – группа мотивов, обусловленных действием внешних факторов на объект: обстоятельств, условий, стимулов, не связанных с содержанием конкретной деятельности.

• Интринсивная мотивация (внутренняя) — имеет внутренние причины, связанные с жизненной позицией личности: потребностями, желаниями, стремлениями, влечениями, интересами, установками. При внутренней мотивации человек действует и поступает «добровольно», не руководствуясь внешними обстоятельствами.

• Положительная мотивация. Она основана на стимулах и ожиданиях положительного характера. Примерами положительной мотивацией являются конструкции: «если я выполню какое-то действие, то получу какое-то вознаграждение», «если я не буду предпринимать этих действий, то меня вознаградят».

• Отрицательная мотивация. Основана на стимулах и ожиданиях отрицательного характера. Примерами отрицательной мотивации могут быть утверждения; «если я поступлю так, меня не накажут», «если я не буду действовать, таким образом, меня не накажут».

• Устойчивая мотивация. Основы устойчивой мотивации – нужды и потребности личности, для удовлетворения которых индивид выполняет осознанные действия, не нуждаясь в дополнительных подкреплениях. Например: утолить голод, согреться после переохлаждения.

• Неустойчивая мотивация. При неустойчивой мотивации человеку необходима постоянная поддержка, стимулы извне. Например: сбросить мешающие килограммы, избавиться от курения.

Также существует деление мотиваций на подвиды:

— Индивидуальные. Объединяет потребности, стимулы и цели, направленные на обеспечение жизнедеятельности организма человека и поддержание гомеостаза. Примерами являются: чувство голода, жажда, стремление избежать болевых ощущений, обеспечить температурный оптимум.

— Групповые. К ним относятся: забота родителей о детях, выбор вида деятельности для получения признания социума, поддержание государственного устройства.

— Познавательные. Примерами познавательной мотивации выступают: научно-исследовательская деятельность, получение ребенком знаний через игровой процесс.

Узнайте мотивирующие вопросы!

Ученые выделяют следующие виды мотивации:

1. Самоутверждение.
Самоутверждение – потребность человека быть признанным и оцененным обществом.

2. Идентификация.
Идентификация – стремление человека быть похожим на кумира, которым может выступать, как реальная авторитетная личность (например: отец, учитель, известный ученый) либо вымышленный персонаж (например: герой книги, киноленты).

3. Власть.
Мотивация власти – потребность индивида оказывать значимое влияние на иных людей.

4. Процессуально-содержательный.
Процессуально-содержательная мотивация побуждает человека к активным действиям не из-за влияния внешних стимулов, а благодаря личной заинтересованности индивида в самом содержании деятельности.

5. Саморазвитие.
Мотивация саморазвития основана на стремлении человека к развитию имеющихся природных способностей, усовершенствованию имеющихся позитивных качеств.

6. Достижения.
Мотивация достижения подразумевает стремление человека достигнуть наилучших результатов в выполняемой деятельности, овладеть вершинами мастерства в привлекательной сфере.

7. Просоциальный.
Просоциальная – общественно значимая мотивация, основана на имеющемся чувстве долга человека перед социумом, личной ответственности перед общественной группой.

8. Аффилиация.
Мотивация аффилиации (присоединения) основана на стремлении индивида установить новые контакты и поддерживать отношения со значимыми для него людьми. Суть мотива аффилиации: высокая ценность общения как процесса, захватывающего, привлекающего и приносящего удовольствие человеку.

2. Методы мотиваций

Все методы мотивации, которые сегодня успешно применяются в жизни человека, можно разделить на три основные категории:

• Социальная – мотивация персонала;
• Мотивация для обучения;
• Самомотивация.

3. Современные методы мотивации персонала

В настоящее время вопросы, связанные с повышением мотивации персонала являются наиболее важными в системе управления персоналом. Мотивация действительно повышает производительность труда. Если руководство организации уделяет должное внимание вопросам повышения мотивации персонала и улучшению качества работы сотрудников, то они показывают лучшие результаты коллективной работы, а это повышает прибыльность организации.

Задачами повышения мотивации у персонала является:

• побуждение работников к эффективному труду;
• создание у работников позитивного настроя;
• удовлетворение базовых потребностей сотрудников;
• снижение издержек; сведение текучести кадров к минимуму;
• повышение лояльности персонала.

Сегодня самые распространенные методы мотивации работников — это корпоративы и премии. Но мало кто из руководителей задумывается о том, что насильственное времяпрепровождение сотрудников на корпоративе не поможет, если в офисе всегда царит гнетущая атмосфера.

Руководители, которые имеют более богатую фантазию, находят новые методы мотивации и стимулирования труда.

Основные методы мотивации персонала в организации более качественного труда делятся на:

• материальные;
• нематериальные.

Материальная мотивация делится на 2 группы:

1. Система штрафов. В организации лучшего рабочего процесса используются методы штрафов. То есть, если сотрудник плохо работает, показывает плохие результаты или совершает грубые ошибки, его штрафуют, чем и мотивируют работать лучше;

2. Система поощрений. Противоположный способ, то есть для стимулирования сотрудникам выплачивается премия за какие-либо достижения, хорошо выполненную работу. Так, каждый работник знает, если он будет выполнять свои обязанности лучше, будет стремиться к большему, он получит премию.

Нематериальная мотивация имеет намного больше видов:

1. Похвала руководителя. Публичная и личная похвала начальства побуждает двигаться дальше, стремиться к большему. Именно из-за этого на многих предприятиях до сих пор используются доски почета, как физические, так и виртуальные;

2. Карьерный рост. Каждый работник знает, если он будет выполнять свою работу более качественно и быстро, его повысят, что значительно поднимет его социальный статус и гарантирует дальнейшее развитие в профессиональной сфере;

3. Обучение за счет фирмы. Отличный способ мотивации, если компания предложит своим сотрудникам пройти курсы для повышения квалификации за счет компании;

4. Хорошая атмосфера в коллективе. Работники намного лучше и качественнее выполняют свою работу, если они находятся в теплом, дружном коллективе. И наоборот, если атмосфера далека от спокойной, это не может настроить на рабочее настроение;

5. Имидж компании. Многие стремятся работать в организации, которую все знают и ее услуги или товары пользуются большим спросом, ведь это престижно. Здесь следует учитывать престиж компании не только на рынке, но и как работодателя;

6. Спортивные и культурные мероприятия. Выезды на природу, совместные походы на концерты, театр, занятия спортом – все это отличная мотивация и делает атмосферу в коллективе более теплой и приятной. Сотрудники должны хорошо отдыхать, только тогда они смогут хорошо работать.

Вот несколько примеров современных методы мотивации персонала:

— Шутливое наказание худших сотрудников. Не обязательно штрафовать худших работников, можно придумать разные шутливые титулы и звания, которые получают те, кто не справляется со своей работой. Например, титул «Черепаха месяца».

— Развлечения. Многие современные компании заграницей имеют игровые зоны, где сотрудники могут отдохнуть и отвлечься от проблем. Работа становится более эффективной, а у персонала не возникает мыслей о том, насколько угнетающая атмосфера в офисе.

— Спонтанные подарки. Небольшие презенты сотрудникам просто для хорошего настроения не могут не радовать и не стимулировать работать.

— Внимание членам семьи сотрудников. Вы можете предоставлять детские путевки в лагеря или санатории, выдавать сладкие подарки на праздники, гарантировать медицинское страхование всем членам семьи каждого работника.

— Замена премии более бюджетными вариантами. Не каждый может себе позволить выдавать премии отличившимся сотрудникам. Вы, например, можете дать человеку внеплановый выходной день.

— Премии тем, кто имеет хорошее здоровье. В других странах уже давно практикуются такие методы мотивации и стимулирования персонала, как предоставление премии тем, кто не болел весь год и постоянно проходил медицинское обследование.

— Свободное посещение работы. Лучшим специалистам на определенное время можно установить свободный график посещения.

— Большой выбор призов за хорошую работу. Например, абонемент в спортивный зал, поход в ресторан или кино.

1

Грамотное применение способов повышения мотивации персонала позволит избежать разного рода наказаний и взысканий. Это значит, что существенно снизится текучесть кадров, и опытные работники будут оставаться на своем посту, постоянно повышая свой профессиональный уровень. А это верный путь к успеху для любой компании.

4. Повышение учебной мотивации. Как заставить себя учится?

Мотивация школьников и студентов – важное звено для успешного обучения. Верно сформированные мотивы, четко осознаваемая цель деятельности придают образовательному процессу смысл и позволяют получить требуемые знания и навыки, достигнуть необходимых результатов.

Произвольное возникновение мотивации к учебе – довольно редкое явление в детском и подростковом возрасте. Именно поэтому психологами и педагогами разработано множество приемов для формирования мотивации, позволяющей плодотворно заниматься учебной деятельностью. В числе наиболее распространенных методов:

• создание ситуаций, привлекающих внимание, заинтересовывающих учеников в предмете (занимательные опыты, нестандартные аналогии, поучительные примеры из жизни, необычные факты);

• эмоциональное переживание поданного материала благодаря его уникальности и масштабности;

• сравнительный анализ научных фактов и их житейского толкования;

• имитация научного спора, создание ситуации познавательных дебатов;

• позитивная оценка успеха путем радостного переживания достижений;

• придание фактам элементов новизны;

• актуализация учебного материала, его приближение к уровню достижений;

• использование позитивной и негативной мотивации;

• социальные мотивы (стремление обрести авторитет, желание быть полезным членом группы).

В наше время учебная мотивация нужна не только школьникам, но и уже взрослым и даже пожилым людям. С развитием интернета, в сети можно найти всевозможные курсы, которые можно пройти онлайн и даже получить в конце обучения сертификат, подтверждающий твою профпрегодность. Вот только не все могут себя заставить себя снова сесть за учебу. Всегда найдется уйма дел, которые в данный момент времени намного важнее.

Не заставляйте себя. Прежде чем садится за учебу, задайте себе несколько вопросов. А еще лучше запишите ответы на бумагу. Спросите себя:

— Зачем вам это надо?
— Какие плюсы вам принесут эти знания в будущем?
— Каких результатов вы хотите достичь по окончанию обучения?

Чтобы захотеть что-либо сделать, нужно в первую очередь понять зачем тебе это надо делать.

Вот еще несколько простых советов:

— Организуйте место для обучения. Если дома вам трудно сосредоточится, учитесь в библиотеке.

— Грамотно распределяйте свое время. Составьте график обучения и четко ему следуйте. Не пропускайте занятия. Учите регулярно и плодотворно.

— Награждайте себя за работу.

— Ставьте рекорды. Составьте таблицу своих успехов.

— Подойдите к обучению творчески.

— Читайте про тех, кто уже достиг успеха в этой сфере, а еще лучше начните с ними общаться.

— Найдите себе хорошего наставника, к которому всегда можно обратится с вопросом. И который будет контролировать процесс вашего обучения.

— Создайте группу по интересам и обменивайтесь своими успехами. Здоровая конкуренция усиливает мотивацию. Ведь никто не хочет остаться в конце.

— Не перетруждайте себя. Не стоит перезагружать себя знаниями. В связи с тем как устроен мозг человека, мы выучим больше, занимаясь по 30 минут в день неделю, чем занимаясь 10 часов один день.

5. Самомотивация. Методы, помогающие мотивировать себя на успех.

Самомотивация – индивидуальные способы мотивации, основанные на внутренних убеждениях личности: желаниях и стремлениях, целеустремленности и последовательности, решительности и стабильности. Примером успешной самомотивации является ситуация, когда при интенсивных внешних помехах человек продолжает действовать для достижения поставленной цели.

Существуют различные способы мотивировать себя, в числе которых:

• аффирмации –специально подобранные позитивные утверждения, которые оказывают влияние на индивида на подсознательном уровне;

• самовнушение – процесс, подразумевающий самостоятельное воздействие личности на психическую сферу, нацеленный на формирование новой модели поведения;

• биографии выдающихся людей – эффективный метод, базирующийся на изучении жизни успешных личностей;

• развитие волевой сферы – выполнение деятельности «через не хочу»;

• визуализация – действенная методика, основанная на мысленном представлении, переживании достигнутых результатов.

Методы, помогающие мотивировать себя на успех:

Мысли позитивно. Мысль материально и то о чем мы больше всего думаем чаще всего приходит в нашу жизнь.

Внедрите привычку рано вставать.

Станьте целеустремленным. Всегда стремитесь к победе.

Каждое утро, прежде чем встать с кровати говори те себе: «Сегодня я буду лучше, чем вчера! Сегодня будет самый замечательный день! Сегодня меня ждут мои маленькие победы!»

Старайтесь в любой ситуации видеть только хорошие и позитивные моменты! Все события, которые происходят в вашей жизни, делают Вас сильнее, целеустремленнее!

Тренируем силу воли.

Помогайте другим. Закон кармы гласит, что, только помогая другим достигать успеха, можно добиться успеха самому.

Будь уверен в себе и своих силах. В мире нет ничего невозможного.

2

Всегда держи слово! Именно умение держать свое слово, которое вы дали другому, научит Вас держать слово, которое Вы дали себе!

Дайте самому себе прочувствовать прогресс к продвижению к Вашей заветной цели!

Стремитесь каждый день обойти самого себя!

Заключение:

Без мотивации невозможно добиться успеха, так как человек существо непостоянное и ему трудно долго концентрироваться на одном задании. Если в конце пути его не будет ждать награда, ради которой стоит пройти этот путь, то он не пройдет и половины, сдавшись еще вначале.

Многим в детстве родители обещали дать что-то, если он посидит с сестрой, уберется в своей комнате, сделает уроки и т.д. Мы привыкли, что после тяжелой умственной или физической работой нас ждет награда. И делать что-то просто так подсознательно отказываемся, обвиняя во всем лень.

Если задуматься, даже спортсмены получают награду. Сомневаюсь, что они столько бы вкалывали, если в конце их не ждало бы всеобщее признание и золотая медаль.

Так что учитесь мотивировать себя на любое, даже пустяковое, задание и вы непременно добьетесь успеха.

Видео:

_____________

Понравилась статья? Комментируйте!

_____________

Добавить комментарий