Умственная работоспособность – как стать продуктивней?

План:
– Умственная работоспособность.
– Факторы, влияющие на умственную активность.
– Периоды умственного труда.
– Видео.

______

– Умственная работоспособность.

______

Под работоспособностью человека принято понимать его способность развить максимум энергии и, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности. Выделяют физическую и умственную работоспособность.

Умственная работоспособность — это способность воспринимать и перерабатывать информацию, потенциальная способность человека выполнить в течение заданного времени с максимальной эффективностью, определенной количество работы, требующей значительной активации нервно-психической сферы субъекта.

Она определяется многими факторами, основными среди которых являются: индивидуально-типологические особенности, уровень и состояние здоровья, мотивация, настроение и т. д

Умственная работоспособность тесно связана с возрастом ведь с каким темпом растер ребенок, с таким темпом растем и его умственные показатели.

За время работы дети 6-8 лет могут выполнять 40-50% той работы которую выполняют ребята 15-17 лет на 100%. Только отличается качество работы первых в разы от вторых.Умственная работоспособность

______

– Факторы, влияющие на умственную активность.

______

В каждый момент жизни человека работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании.

Эти факторы можно разделить на три основные группы:

1) физиологического характера – состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, дыхательной и другие;

2) физического характера – степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие;

3) психического характера – самочувствие, настроение, мотивация и др.Умственная работоспособность

При умственной работе имеет значение многие, на первый взгляд, мелкие факторы:

1) известно, что занимающиеся в помещении с температурой воздуха 27єС делают к концу занятий в 2-2,5 раза больше ошибок, чем при занятиях в помещении с температурой 18-20є С;

2) работоспособность резко снижается, если количество углекислоты в воздухе повышается до 0,1%;

3) шум, как вредный раздражитель, известен давно, он не только утомляет, но и ухудшает настроение. Выдающийся психиатр В.М.Бехтерев ещё в 1911-1915гг. наблюдал, что громкая музыка вызывала у иных людей припадки, напоминающие эпилептические – с судорогой и потерей сознания. При хроническом воздействии шум снижает работоспособность, порождает головные боли, головокружение, снижает остроту слуха, ослабляет память, вызывает подавленность, апатию, замедленность движений. Следует подчеркнуть, что бытовой шум вреден даже в тех случаях, когда сам человек никаких жалоб не предъявляет. Утомляемость, раздражительность, расстройство сна подкрадываются в таких случаях постепенно, так, что люди зачастую своё недомогание и не связывают с влиянием шума; (Читайте также о том, как доводить работу до конца).

4) тишина в быту – важный для здоровья фактор, бороться за который должны все без исключения. Необходимо думать не только о собственном удовольствии, но и покое тех, кто проживает за стенкой. Будем же, не стесняясь напоминать друг другу: – «Тише, товарищи, здоровье требует благодатной тишины!»;

5) большое влияние на продуктивность работы оказывают положительные эмоции – музыка, тона окружающих человека красок, социальная благоустроенность трудовых и бытовых мест. Отодвигая время утомления, они как бы способствуют мобилизации физических резервов организма. Например, результатом эксперимента в одном НИИ, где работают в основном женщины, наблюдалось увеличение производительности труда при дополнительной установке зеркал в коридорах и бытовой комнате, что привело и к улучшению настроения.

______

– Периоды умственного труда.

______

Умственная работоспособность1) Период врабатываемости.
Продолжительность от нескольких минут до часа. Выражается он в постепенном повышении работоспособности с определенными колебаниями продуктивности работы. Эти колебания в начале работы связаны с поисками адекватных способов действий, выработкой и усвоением оптимального ритма работы и механизмов ее нервной регуляции.

2) Период оптимальной работоспособности.
Отличается стабильными показателями качества работы. Все изменения показателей функций организма адекватны той нагрузке, которую испытывает человек, и находятся в пределах физиологической нормы.

Узнайте как стать умнее и быть во всем лучше других!

3) Период полной компенсации.
Отличатся оптимальной работоспособностью Особенность этого периода в том, что в нем начинают появляться первые признаки утомления, которые компенсируются волевым усилием человека и положительной мотивацией его к выполняемой работе. Снижение работоспособности внешне не наблюдается. Поскольку волевое усилие реализуется через физиологические механизмы усиления деятельности вегетативных функций, то по мере нарастания нервно-психического напряжения увеличиваются сдвиги со стороны внутренних органов. Второй и третий периоды отличаются по наибольшей продолжительности во времени по сравнению с другими периодами.

4) Период неустойчивой компенсации.
Характеризуется нарастанием утомления, когда человек волевым усилием какое-то время еще может поддерживать умственную работоспособность на необходимом уровне. Степень снижения работоспособности и ее компенсации во многом зависит от индивидуальных особенностей человека, его физического состояния и диапазона компенсаторных возможностей организма, а также типа нервной системы. В этот период отмечается выраженное чувство усталости, разнообразие в показателях изменения функций различных систем. Причем, величины одних показателей возрастают, других снижаются, а третьи остаются без изменения. Такое состояние отражает закономерности функционирования организма, как единого целого, включает реакции непосредственного обеспечения выполнения работы, компенсаторные, мобилизационные реакции и др.

5) Период прогрессивного снижения работоспособности.
Характеризуется быстрым нарастанием утомления, а человек не в состоянии волевым усилием компенсировать утрачиваемую продуктивность умственной деятельности.

Важным условием оптимальной работоспособности является то, насколько жизненный ритм человека согласуется с его биологическим ритмом. Наибольшее значение имеют суточные ритмы, под влиянием которых изменяется более 50 функций организма. Одним из самых важных датчиков времени и синхронизатором суточных ритмов является чередование дня и ночи. Показатели функционального состояния ССС, эндокринной, мышечной, выделительной и других систем достигают максимальных значений в период бодрствования, в то время как ночью происходят в основном восстановительные процессы. Чем точнее совпадает начало умственного труда с подъемом жизненно важных функций организма, тем продуктивнее он осуществляется. Читайте также о том, как повысить работоспособность.

Материал подготовлен Дилярой специально для agydar.ru

Видео:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *