Карма йога, нишкама-карма — действие без привязанности

Meditating businessman with arguing colleagues

Почему многие люди, часто терпят неудачи в своих делах?

Они используют ущербный подход — ожидание быстрых, лёгких, безболезненных результатов. Если определённый итог не достигается за установленный отрезок времени, то человек сдаётся, и всё дело совершенно забрасывается.

Как ни парадоксально, но именно эта сосредоточенность на заданных результатах, а не на выполнении долга, затуманивает взор и скрывает от человека те возможности, которые в ином случае могли бы ему открыться как побочный продукт верного мышления и образа действий и таким образом привести к той самой победе, к которой мы все стремимся. Эта одержимость исходом дела, которой постоянно сопутствует тревога о текущем положении, быстро приводит к разочарованию и отчаянию, когда не удаётся легко и быстро достичь успеха.

Но такой подход — такой умственный настрой — неправилен и ведёт к поражению. Поэтому мы поступим благоразумно, если отложим всё это в сторону, отстранимся и посмотрим на действительность свежим взглядом.

Древняя мудрость
Древние арийские воины Индии называли это нишкама-кармой — действием без привязанности, действием без личного желания. Это безличное усилие, продуктивное действие без страха или пристрастия, которое можно определить как выполнение человеком долга без желания заполучить плоды своих дел.

Савитри Деви называла доктрину и практику безличного действия “карма-йогой”, которую она определяла таким образом:

 

“Карма-йога — одно из учений Бхагавад-гиты. Я расскажу вам, что такое карма-йога. Карма-йога значит: задействуй своё тело в интересах вселенной, согласно замыслу вселенной, божественному замыслу, без страсти, без всякой личной привязанности или отвращения, или восторженности и тому подобного. Просто делай дело, потому что это твой долг. Действуй только во имя долга. Вот что такое карма-йога”.

И далее, цитируя одного мудреца-брамина, Савитри замечает:

“Трудись ради своего дела, трудись ради всего, что любишь. Но трудись отстранённо. Старайся не огорчаться, если не преуспел. Старайся не испытывать гордости, если достиг успеха. Если люди обвиняют тебя или хулят, будь безразличен. Если тебя хвалят, не чувствуй себя польщённым. Ощущай безразличие. ‘Меня похвалили — ну и ладно’. Не испытывай восторга, когда люди тебя хвалят”.

Великая священная книга духовной мудрости Бхагавад-гита, которая чрезвычайно способствует моральному прозрению, говорит о нём так:

———————

“Итак, на дело направь усилье, о плодах не заботясь;
Да не будет плод дела твоим побужденьем, но и бездействию не предавайся” (II:47)1.

———————

Одним словом, Гита предписывает идеал безличного действия, долга, выполняемого ради самого долга, а не из желания его последствий или из привязанности к ним.

При этом помыслы о любого рода личном вознаграждении или самовозвеличивании отсутствуют. Можно сказать, что дело идёт только о выполнении правильных действий. Не больше и не меньше.

Иными словами, безличное действие — это дисциплинированное действие, направленное на выполнение некой задачи, превосходящей личные прихоти и интересы человека. Верным будет понимать его как действие не ради результатов, не из желания и не ради сиюминутного удовольствия, не из привязанности к чему-либо или к итогу определённой деятельности — но единственно в согласии с той Волей, которая, в своём стремлении к высшей цели, пронизывает нашу вселенную.

Личная отстранённость

В понятии безличного действия две составляющих — безличность, то есть отстранённость, и действие. С одной стороны оно призывает к бесстрастию и бескорыстию, но также призывает и к действию — к деланию.

Первая составляющая, отстранённость, — это всего лишь отмежевание ума от всего, что его отвлекает извне, и стойкая, дисциплинированная, целеустремлённая сосредоточенность воли на высшей духовной и нравственной цели.

Безличное действие предписывает исключить из нравственного уравнения все личные пристрастия и желания — всякие помыслы об удовольствии или боли, успехе или неудаче. Оно целиком сосредоточено на объективных ценностях верности и чести, призванных служить высшей цели. Ведь подлинно нравственная жизнь заключается в отказе от эгоистичных и стяжательских инстинктов и в приверженности таким ценностям.

Противоположностью безличности является, конечно, своекорыстие, то есть личная привязанность. Действие, которому свойственна такая привязанность, отличается непостоянством и переменчивостью. И поскольку оно неустойчиво, то не способно обеспечить победу в продолжительной борьбе.

Когда сознание привязано к предметам чувств, к тому, что находится извне, ослабевает как сосредоточенность ума и постоянство разума, так и концентрация воли. Как следствие, подобная привязанность ведёт к ненадёжности и непостоянству.

————————

Гита учит:

“У человека, помышляющего о предметах чувств, рождается привязанность к ним; от привязанности рождается вожделение, от вожделения рождается гнев. От гнева бывает заблуждение, от заблуждения — помрачение памяти, от помрачения памяти — гибель познания, от гибели познанья погибает (сам человек)” (там же, II:62-63).

————————

Но когда сознание отстранено от предметов чувств и ему задано нравственное направление, этот быстротечный поток желаний иссякает и устанавливается нравственное постоянство. Достижение такого умственного отмежевания есть необходимое условие для возникновения особого настроя, при котором только и возможно осуществление безличного действия.

Именно через дисциплинированное отмежевание человек приходит к пониманию своей истинной природы и своей истинной цели. В отсутствие личной привязанности и при одновременном безразличии к отвлекающим материальным факторам, человек понимания преодолевает дуализм надежды и страха, обретения и утраты, радости и горя, ненависти и личного вожделения.

Если чувства отстранены от своих объектов, прочно укореняется мудрость. На смену вожделению к материальному приходят желание души и раскрытие внутреннего “я” — своей истинной сути — как части большого Целого, что и должно быть надлежащей целью человеческих устремлений.

Кто наделён пониманием безличного действия — и отбросил все своекорыстные побуждения, — тот совершает поступки без привязанности к их последствиям. Успех не кружит ему голову, а неудача не ввергает в уныние — его ум невозмутим. Ни полезность, ни бесплодность поступка не способны поколебать его волю.

Так он достигает полной власти над умом, а через неё той внутренней свободы, которая обеспечивает единство мысли, слова и дела, являющееся отличительной чертой арийского нравственного сознания.

Человек уже больше не раб своих чувств, он добился независимости, которую мы можем назвать сознательностью души. Ум — обретший умение сосредоточиваться и сохранять равновесие — теперь сбалансирован, а воля свободна устанавливать своё владычество и нравственный авторитет.

Таким образом человек становится невосприимчив к обольщению и искушению со стороны врага

Без такой моральной независимости и самоконтроля, человек уязвим для ухищрений и уловок неприятеля. Когда мы зависимы от чувств и предметов материального мира, то порождаем уязвимости, которыми враг может воспользоваться, чтобы в своих целях разлагать и разрушать. Только таким путём он и берёт над нами власть.

Кроме того, когда человек начинает претендовать на плоды своих дел, он тем самым подменяет свою изначальную цель. И выходит, что, действуя без отстранённости, человек словно бы и не действовал вовсе.

Действие как долг
Другая составляющая безличного действия — это само действие, которое вызывается необходимостью выполнять долг. Эта необходимость вызывается не эгоистичными соображениями — она бескорыстна и безусловна. Она устраняет влияние личных предпочтений и подразумевает сообразность с практическим разумом, который исключает все побуждения чувств, а также отвергает импульсивные требования эгоизма.

Нишкама-карма — это динамическая сила долга, подкреплённая внутренней отстранённостью. Это свобода в действии, а не свобода от действия. Сама по себе она является выражением глубочайшей религиозности. Но если иудо-христианская нравственная система не может обойтись без побуждающих стимулов наказания и воздаяния, то арийская духовность отвергает подобные корыстные соображения как нечто чуждое нашей расы.

Каждый человек занимает в жизни известное положение — можно сказать, обладает глубинной самобытностью, определяемой его рождением и кровью, и его призвание — выполнять сопутствующие этому положению обязанности в духе бескорыстной отстранённости.

Можно довольно быстро подытожить те выгоды, что вытекают из практики безличного действия. Человек перестаёт быть зависимым от своих чувств или того, что извне. Теперь нравственный императив бескорыстного выполнения долга раскрывает присущие ему собственные ценности —достоинство, чистоту и безупречность.

Необходимо подчеркнуть, что безличное действие не подразумевает безразличия к стоящей задаче или цели. Напротив, самому этому представлению присуща идея дела, или цели, превосходящей интересы индивида, которая обеспечивает необходимое поле деятельности.

 

_____________

Понравилась статья? Комментируйте!

_____________

Добавить комментарий