Так называется праздничное действие, которое завершит неделю английского языка для младших классов в гимназии, где учатся мои дочки. В этого силу естественным образом возник вопрос: почему праздник называется Днём всех святых, а празднуют его, изображая всякую нечисть. Оказалось, что полностью готовых и внятно обоснованных ответов нет, поэтому поиск занял чуть больше времени, но результат того стоил. И, право, это необходимо знать и осознавать всем, кто сталкивается с подобной ситуацией. Генезис хэллоуина В современных исследованиях культурологов и антропологов встречаются противоречия в трактовках значений тех или иных элементов хэллоуина, в том числе и прямо относящихся к его зарождению и развитию.
Но можно выделить неизменяемые общие черты и вкратце описать историю явления. Исторические корни хэллоуина простираются в дохристианские культы кельтских племён Англии, Ирландии, Галлии (Северной Франции). В их представлениях календарный год делился на две части — летнюю и зимнюю. Божеством летней части являлся бог солнца-жизни, зимней — бог тьмы-смерти. Во время властвования одного божества, другой находился у него в плену. Праздник перехода времени/власти от бога-солнца к богу-тьме назывался Самайн (англ. Samhain), совпадал с временем окончания сбора урожая и приходился в ночь с 31 октября на 1 ноября. В мистическое время на стыке зимы и лета, кельты верили, что духи и души умерших могли свободно проникать из мира потустороннего в мир живых.
Самым страшным поверьем было то, что некоторые духи приходят, чтобы забрать тело живого человека и остаться мире живых. Чтобы не допустить этого, наряжались в странную одежду, пытаясь подражать самим злым духам и сбить таким образом их с толку. В канун Самайна все тушили свои домашние очаги, которые возжигали потом приносимым в выдолбленных сушёных овощах ритуальным огнём, взятым от общего большого костра, где приносились жертвы и устраивались ритуалы богу тьмы-смерти. Считалось, что если удастся его задобрить, то он разрешит душам умерших предков посетить в эту ночь свои жилища. Для них и готовилось угощение. Видно, что уже тогда были сформированы три элемента ритуальных действий: 1. Использование костюмов, призванное сбить с толку злых духов и не дать им похитить тело. 2. Использование огня от ритуального костра — его как раз переносили в выдолбленных сушёных овощах. 3. Приготовление угощения с верой, что бог тьмы-смерти отпустит души умерших предков на одну ночь, и они смогут насытиться.
В I в. нашей эры римляне захватили территорию проживания кельтов и постепенно культура кельтов была ассимилирована римской. Однако именно праздник Самайн сохранился в практически неизменном виде, так как в ту же ночь римляне праздновали день Помоны — богини растений. Кроме того, римляне также чествовали души умерших в специальный день — Фералию (21 февраля). Из-за схожей сущности обрядов, Самайн и просуществовал ещё долгое время. С распространением христианства, церковные иерархи предпринимали неоднократные попытки искоренения язычества. Одним из видов борьбы являлась альтернатива или замещение — когда поверх старой формировалась новая культурная традиция
. В 610 году папа Римский Бонифаций IV установил празднование дня памяти всех христианских мучеников на 1 мая. А с 834 года по указанию папы Римского Григория IV Западная Церковь перенесла празднование на 1 ноября. Таким образом, вечер (31 октября) перед праздником и получил название (в современной транскрипции) «All Hallows Eve». Чуть позже произошла редукция сначала до «Hallowe’en» и далее до современного «Halloween». Наложение двух культурных традиций произвело по-настоящему уникальное явление. Древний обряд поклонению богу тьмы-смерти, с уподоблением потусторонним духам, верой в возвращение душ умерших в этот мир окрасился в обывательском сознании христианскими тонами, что придало существенную легитимность всему действу. Что сейчас? В настоящее время празднование хэллоуина стремительно захватывает новые культурные пространства во всём мире.
В своём массовом представлении праздничное действо ассоциируется со старинной европейской традицией и детьми, одетыми в страшные карнавальные костюмы и выпрашивающими сладости. Однако, как не сложно заметить, атрибутика хэллоуина и смысловой посыл практически не отличаются от древнего Самайна. Происходит осознанное переодевание в костюм сил зла и уподобление им по мере сил и фантазии. Символом праздника и главным атрибутом осталась с тех давних времён сушёная выдолбленная тыква со свечой внутри. Сохранился и атрибут угощения-приношения. Можно дискутировать здесь по поводу, насколько форма, оторванная от своего содержания, тем не менее сохраняет в себе это первоначальное содержание.
Считается, что очень даже сохраняет. Но если даже смотреть только на образность, то уже просто «игры» в демонскую силу являются фрагментарным аспектом начальной инициации в ряде сатанинских культов, некоторые из которых объявили хэллоуин своим главным праздником. А помимо сатанистов его избрали и те, кто в наши дни сознательно предает себя на служению злу — колдуны, ведьмы, всевозможные реставраторы древних языческих культов. И это в школах? Во многих общеобразовательных заведениях нашей страны проведение хэллоуина становится всё более популярным. Как правило, это происходит под эгидой изучения английской культуры (насколько хэллоуин действительно принадлежит культуре и традициям Англии, а не Ирландии и Шотландии — местам, где в своё время сохранились не завоёванные англосаксонскими племенами кельты — отдельный вопрос) в рамках преподавания английского языка.
У детей всегда существует сильное влечение ко всему волшебному, сказочному, а главное — вера во всё это. Любое костюмированное, красочное событие для ребёнка — праздник. Но насколько хорошо осознается устроителями, какие под маской карнавального действа в хэллоуин скрыты реальные смыслы, неизменные с древних времён? Не говоря уже о том, что добровольно попускается детям участвовать в квазиритуальном действии, имеющем прямое отношение к религиозному сатанизму. Как бы абсурдно и ужасно на первый взгляд ни звучало — обратное доказать не получается — посредством проведения хэллоуина в государственных и муниципальных образовательных учреждениях ведётся пропаганда религиозного сатанизма, обучение учащихся вероучению религиозного сатанизма и создаются непосредственные условия для дальнейшего вовлечения учащихся в религиозные объединения сатанистов.
Указывать на то, что проведение любых форм празднования хэллоуина в школах является по меньшей мере странным, а на самом деле недопустимым — уже излишне. Но как приложение стоит привести заключение академика Российской академии образования, заведующего лабораторией гражданского воспитания Государственного НИИ семьи и воспитания, доктора философских наук, профессора Филонова Г.Н. «О мероприятиях хэллоуина (Halloween) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях». «Специалистами лаборатории гражданского воспитания Государственного НИИ семьи и воспитания было проведено исследование происхождения различных аспектов (религиоведческого, социально-психологического, культурологического и др.), а также воспитательных последствий празднования дня хэллоуина в США и некоторых странах Западной Европы, практики мероприятий хэллоуина в современной России, в том числе проводимых в образовательных учреждениях.
Выводы данного исследования свидетельствуют о том, что мероприятия хэллоуина в любом виде недопустимы в российской системе образования. Участие в них детей, педагогов, родителей учащихся наносит им серьезный морально-психологический ущерб, противоречит законодательству о светском характере образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, принципам государственной политики в области образования, основному содержанию воспитательной деятельности российской школы. Пропаганда насилия, агрессии, аморализма, асоциального поведения в детской и молодежной среде, составляющая единственный реальный «воспитательный эффект» мероприятий хэллоуина, особенно нетерпима в условиях противостояния всего российского общества и государства насилию и экстремизму. Все мероприятия хэллоуина разрушительны для детей и взрослых в психологическом, педагогическом и социальном отношениях.
Специалисты Российской академии образования, Государственного НИИ семьи и воспитания, занятые научными исследованиями, разработкой содержания и методов воспитания в системе образования, в том числе гражданского и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, категорически рекомендуют органам управления образованием не только воздержаться от использования мероприятий хэллоуина в воспитательной деятельности образовательных учреждений, но и принять все необходимые организационные меры для недопущения их проведения в образовательных учреждениях по инициативе отдельных педагогов и руководителей образования с одновременным разъяснением учащимся и педагогам негативных последствий празднования дня хэллоуина для духовно-нравственного развития детей и молодежи, приобщения их к ценностям национальной и мировой культуры, социализации в современном российском обществе». Илья Громов, РВС
Источник:
http://r-v-s.su/statia/privet-hellouin#hcq=ZyAX81q
Тематическое видео: История праздника Halloween
Длительность 5 минут