Для создания фильмов, переносящих зрителя в некий временной отрезок истории, или действие которых происходит в контексте определённой даты, требуется особый подход. Любой исторический фильм, будь то комедия, мелодрама, трагедия, воспринимается зрителем как иллюстрация тех или иных исторических событий, и их морально-нравственная интерпретация автора.
Не секрет, что многие добропорядочные граждане представляют отечественную историю по художественным произведениям, таким как кино (в данном случае), театр, музыка, живопись и т. д. И от того, как зритель воспринимает тот или иной исторический факт, отражённый в определённом произведении или цепь некоторых событий, происходящих, в данном случае, на экране, зависит его оценка, положительная или негативная, данного времени. Об этом влиянии мы поговорим ниже.
Если фактологически действие фильма совпадает с реальными событиями, то неискушённый зритель уверует в то, что так и было в реальности. Чтобы не быть голословными, и для того, чтобы разобраться, как исторический художественный фильм, или как фильм «Дуэлянт», события которого разворачиваются в заданное историческое время, определяет отношение гражданина к истории своей страны, придётся сделать небольшой экскурс в советский кинематограф, изобилующий историческими мифами и остановиться на одном примере, а именно на всем известном произведении «Звезда пленительного счастья».
Сразу хочется предупредить читателя, что содержание статьи не об этом фильме, а о боевике «Дуэлянт», о котором и пойдёт речь. Просто краткий анализ фильма Владимира Мотыля даст нам, так сказать, алгоритм понимания исторических произведений, как таковых.
Итак, в фильме «Звезда пленительного счастья», нас будет интересовать даже не сюжет, который многие помнят, а исторические события, на фоне которых разворачивается действие. А именно, восстание декабристов на Сенатской площади в декабре 1825 года, военный заговор и неудавшийся государственный переворот. Это хрестоматийный пример, как чёрное можно сделать белым.
Высшее воинское преступление, а именно измена присяге (не будем забывать, что почти все декабристы были офицерами и даже гвардейцами) и организация госпереворота с оружием в руках, которое во все времена, в любой стране карается самым жестким наказанием, в фильме показана, как бесхитростная борьба, в её кульминации, наивных и благородных офицеров с деспотичным царским самодержавием. Государственные преступники показаны настоящими героями, а представители власти, обезвредившие заговор очень малой кровью предстают тиранами и кровопийцами. Особенно умиляет карикатурный и солдафонский образ Николая Первого.
А Николай Первый, между прочим, весь ход сенатского восстания мужественно стоял в первом ряду верных ему частей, напротив бунтующих, рискуя получить пулю или удар саблей. Вот вам и трус-супостат! Затем из 60-ти приговорённых к смерти помиловал почти всех, за исключением самых отпетых негодяев. Опять же, ну просто деспот!
Давайте только вспомним, что сделал всеми почитаемый Пётр Первый со стрельцами! Если память не изменяет около тысячи обезглавленных только за один-два дня. А что бы сделал товарищ Сталин, многими сейчас поднимаемый на щит, с такими друзьями народа? Но только Пётр – Великий, а Николай Первый до сих пор Палкин! Почему бы это?
Кто-то может возразить, что-ну поигрались масоны –офицеры, они же романтики, ничего страшного! Так вот, чтобы подвести итог нашего вступления, резюмируем: госпереворот с оружием в руках, измена присяге, гибель в ходе восстания около 160 человек, в основном гражданских, огромный имиджевый ущерб государству. А ведь западная «свободная» пресса тогда уже существовала! Вот так и создаётся ложный, псевдо-патриотичный миф, формирующий у человека негативное восприятие политического устройства своей страны, каким бы оно не было, и соответственно, отсутствие желания защищать свою Родину.
Но мы ушли несколько вперёд. Один небольшой штрих в заключении первой, так сказать, пояснительной части: помните «ужасные» кандалы осуждённых, сибирская зима, въюга, непосильный труд в рудниках и т.п.? Однако, если ознакомится с реальными фактами пребывания декабристов на каторге, то весть миф о деспотичном царском режиме рассыпается в пыль. Только несколько фактов: на третий год с них сняли кандалы, работали по часу-два в день- копали что-то, в основном занимались тем, что пели песни у костра, обедали, играли в шашки вместе с охраной, а когда к ним приехали жёны, то поселились с ними в отдельных домах, с прислугой. Ну и конечно, денег и других полезных вещей, с «воли» приходило с избытком! Вот так!
А теперь, реабилитируясь перед уважаемым читателем за столь долгую прелюдию, перейдём к основной теме нашего исследования. На выше приведённом примере, мы вкратце поняли, как можно создать совсем небезопасный исторический миф, как положительного героя можно выставить мерзавцем, и наоборот, настоящего злодея показать спасителем человечества! Фильм «Дуэлянт” может и не претендует на звание именно исторического фильма, но дата, на фоне которой происходит действие, чётко обозначена, это 1860 год.
И соответственно, зритель начинает вспоминать, чем жила страна в тот год, как выглядел Петербург того времени. Вот с этих мелочей мы и начнём. Первое, что бросилось в глаза: почему-то атланты у здания Нового Эрмитажа оказались «двухуровневыми», и Зимний Дворец красного цвета! Может это такой художественный ход, чтобы создать некую атмосферу нереальности, фэнтези?
Трудно сказать, хотя и возможно, но всё же несколько странновато. Затем, городские виды Петербурга отчаянно напоминают виды Лондона из фильма Гая Ричи «Шерлок Холмс». Случайность? Конечно, нет, если только не банальный плагиат. На эту мысль наводит сцена, когда главного героя несут алеуты. Точь-в-точь как Максимуса в «Гладиаторе».
Далее, на улицах Петербурга всё время дождь и невероятная грязь и потоп. Но улицы нашего города в то время были мощёными и слив воды был организован по всем правилам. Хотя один или два раза была показана набережная реки Фонтанки, полностью мощёная, чистая, без грязи и воды. Кстати, эти сцены очень контрастировали с основными видами, из чего можно сделать вывод, что большинство сцен снималось в павильонах или не в Питере.
А если это очень бросается в глаза, значит работа оператора, художника и т. д. не профессиональна. Теперь кратко пройдёмся по персонажам, начнём со второстепенных. Во-первых, сразу непонятно, что за Великая княжна, немка. Как сказал князь Басаргин: «Великая княгиня-иностранка, общество её не принимает». И что? Кто такая? Если Великая княгиня, значит имеет отношение к царствующей династии, то есть либо дочь, либо сестра и т. п. И больше о ней ни слова! Откуда она, почему при дворе, как узнала Беклемишева и т. д. и какова её роль в фильме?
Далее – княгиня, внимание, Марфа Тучкова! Вы когда-нибудь слышали, чтобы княгиня именовалась Марфой? Мной даже была предпринята попытка поиска нечто подобного в интернете – увы, ничего похожего не было найдено. Опять же непонятна её задача, зачем она в фильме? Только для утех мужчин? Тогда почему княгиня? Нет, я понимаю, бывали, наверное, и княгини не очень «тяжёлого» поведения, но здесь-то посыл другой. Хотя, после сцены в карете, прямо на многолюдной улице, а именно, секс с дуэлянтом, который истекает кровью, перестаёшь понимать что-либо совсем.
О дуэлянте, о господине Яковлеве: современная причёска Петра Фёдорова берётся постоянно крупным планом! Халтура? Скорее всего. Потом, современная речь актёров. Но этого мы коснёмся чуть позже, так как это уже клеймо российского кинематографа. Кто там у нас на очереди? Ага, Машков. Графа Беклемишева я не заметил. Машков, как обычно, играет самого себя. Так ему и играть ничего не надо было.
Хорошего киношного злодея может сыграть только настоящий актёр! Вспомните Председателя из «Приключения принца Флоризеля» или дочерей Лира из фильма Козинцева. А «горбатый» Армена Джигарханяна в «Месте встречи»! Это тоже самое, что пьяного не может хорошо сыграть нетрезвый актёр! Уровень Машкова, да простят меня его поклонницы, это супермен из «Охота на пиранью». О каком драматическом таланте может идти речь!
Единственный персонаж, который вписывается в эпоху, это брат покойного Яковлева, именем которого назвался главный герой. В этом случае видно, что актёр работал и понимает задачи, поставленные если не режиссёром, то обстоятельствами. Молодой Тучков правдив, наверное потому, что не испорчен гламурно-московской тусовкой. Главный герой -Яковлев, бывший дворянин Колычев, в исполнении Петра Фёдорова напоминает супермена из голливудского боевика или жиголо из московской, гламурной тусовки! Подтянутый, подкачанный, с каменным лицом, почему- то совсем не чувствующий боли! Доктор проводит операцию по извлечению пули из артерии в плече, без наркоза, а главный герой даже не охнул!
Теперь настала очередь пройтись по диалогам и лицам актёров. Как мы уже замечали, современная речь и лица в российских исторических фильмах – это норма, которая прогрессирует год от года. Меня всегда удивляло, неужели так сложно изучить характер речи и внешность персонажей той эпохи, в которую ты погружаешь зрителя! Видимо нашим горе-кинематографистам это не по силам! А в фильме «Дуэлянт» так просто присутствует фраза из бандитского жаргона 90-х годов: «Смотри в пол, сука, а то ноздри отрежу, будешь сквозь две дырки дышать!». Зачем это было сделано, не понятно, наверное, ни одному зрителю. И сказано это было так естественно и натурально, что сразу приходят мысли о реальной принадлежности некоторых «актёров».
Общие впечатления и некоторые выводы о том, чему может научить данная картина. В современном кинематографе, и не только «российском», нестройность и скудость сюжета, слабый сценарий и т. п. принято компенсировать спецэффектами, сценами насилия, обнажёнкой, а в тяжёлых, клинических случаях фильм сопровождается матом.
Герой нашего обзора полностью соответствует этому критерию! Особенно хотелось бы отметить насилие и кровавые сцены! Хрустят раздробленные черепа, ножи пронзают человеческую плоть, кровь и мозги летят в камеру! Красота! Насилие здесь смакуется, эстетизируется. Надо сказать, что «эстетизация» насилия – это чистой воды западный шаблон не только в фильмах, а и в жизни. И это совершенно не русский подход.
Достаточно вспомнить, что любого горожанина средневековой Европы, на въезде в город встречала виселица и не одна. Смотреть казнь –это было общенародной забавой жителей европейских городов. На Руси и в России ничего подобного не было. Поэтому, когда в кадре человеку ломают череп железными битами, а потом ещё и показывают покойника с деформированным лицом в анатомической комнате, это не для психически здоровых людей.
Далее, княжна Марфа и главный герой, видимо после хорошего секса, сидят на кровати в чём мать родила, разговаривают, затем девушка встаёт и разгуливает по комнате, даже не пытаясь прикрыть свою наготу хоть какой-нибудь одеждой! Отличный пример для юных особ, как надо себя вести в присутствии мужчины. А по фильму, они на минуточку, дворяне, князья. Чтобы княгиня себе позволила такое поведение – это просто немыслимо! Создаётся устойчивое ощущение, что все дворяне Петербурга того времени, только и делают, что ходят на какие-то балы, пьют шампанское, занимаются развратом в каретах и постоянно ищут предлог для дуэли! Бывший дворянин Колычев, он же Яковлев постоянно заливает свои переживания коньяком до беспамятства. И это не мешает ему первоклассно, прицельно стрелять. Чудеса!
Итак, какие же выводы может сделать неискушённый зритель, выйдя с сеанса в кинотеатре, или посмотрев у себя дома данный продукт? Первое – Россия второй половины девятнадцатого века представляла собой унылое, мрачное зрелище. На улицах грязь и антисанитария. Второе – всё дворянское сословие – это сплошь и рядом бритёры, то есть заядлые дуэлянты с опытом, пьяницы, развратники а барышни ещё и, извините, потаскушки!
Всё продаётся, всё покупается, все живут непонятно какими доходами, долгами и тёмными сделками. Как часто бывает, ни одного положительного героя, на кого может равняться, ну скажем, молодой человек или девушка, посмотревшие и оценившие этот боевик. Какая может быть любовь к Родине, к своему Отечеству после такого просмотра? Когда за работу над фильмом о России, с нашими актёрами берётся Colambia Pictures, думается, другого результата быть не может по определению.
Сергей Литвиненко для Научи хорошему
Видео: Дуэлянт – Трейлер (2016)
Длительность: 2 минуты