______
– Что такое Игровой самомассаж и зачем он нужен
______
План:
– Что такое Игровой самомассаж и зачем он нужен
– Рекомендации к проведению самомассажа
– Пуговичный массаж кистей и стоп
– Самомассажи для разных частей тела
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами.
Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое, «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок-музыка), а также социальная напряженность в обществе и итенсификация процесса обучения. Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровье-сберегающих технологий для решения задач улучшения здоровья детей.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.
В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому особенно важно в этот воз-растной период воспитывать физическую культуру у ребенка и бережное отношение к своему здоровью.
В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие.
Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Игровой самомассаж – нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.
Читайте статью “Сказкотерапия для детей“.
«Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Выполнять массажные движения следует от перифирии к центру.
Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь, увидите, каким восторгом загорятся глаза ваших воспитанников.
Читайте статью “Развитие навыков детей“.
_____
– Рекомендации к проведению самомассажа
______
Самомассаж – одно из средств профилактики и коррекции речи детей.
Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция.
Дети с речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в овладении техникой письма. При переходе от устной речи к письменной явно видны недостатки развития речи, тонких дифференцированных движений рук, графомоторных навыков.
У детей дошкольного возраста еще недостаточно развиты мышцы кисти, еще не закончено окостенение запястья, фаланг пальцев, поэтому самомассаж необходимо проводить в это время, так как это наиболее благоприятный период для развития ручной умелости и графомоторных навыков, а мускульная память в этом возрасте очень цепкая. Важно отметить, что самомассаж обеих рук благотворно влияет на развитие речевых зон в двух полушариях головного мозга, а это служит страховкой от потери речи в случаях травм черепа. Психоневрологи советуют всю интеллектуальную нагрузку ребенку давать только на фоне «разогретых рук».
При проведении самомассажа используют ряд приёмов: поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание, сгибание, разгибание пальцев.
Самомассаж рекомендуется выполнять 2-3 раза в день по 5-10 минут в старшем дошкольном возрасте, используя 3-5 упражнений, между которыми следует проводить расслабление мышц. Каждое упражнение выполнять 8 раз: 4 раза для правой и 4 раза для левой руки. Все упражнения выполняются по направлению к лимфоузлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения проводится расслабление: поглаживание или стряхивание рук.
Выполняется самомассаж только чистыми, сухими теплыми руками, с коротко остриженными ногтями. Противопоказания: лихорадочные состояния, воспалительные процессы, конъюнктивиты, заболевания кожных покровов и головы, увеличенные лимфоузлы.
Очень много упражнений проводится с использованием нетрадиционных материалов. Используются упражнения: катание грецкого ореха, ребристого карандаша, прищепки, бигуди и т.д. Можно использовать аппликаторы Ляпко, Кузнецова, массажеры Су Джок. В качестве одного из приемов самомассажа используются комплексы артикуляционных упражнений.
Вас может заинтересовать статья о самомассаже шеи.
______
– Пуговичный массаж кистей и стоп
______
Коробку (например, из-под обуви заполняем пуговицами, желательно побольше и разного размера). Потом выполняем упражнения:
1) Играем в «пуговичное море». Предлагаем ребенку опустить руки в коробку, поводить ладонями по поверхности пуговиц, захватить пуговицы руками, чуть приподнимая и разжимая руки.
2) Предлагаем малышу погрузить руки глубоко в «пуговичное море» и поплавать в нем, попробовать перетереть пуговицы между ладонями, набрать их в горсть и пересыпать их из ладошки в ладошку одной рукой, затем другой, потом обеими («переливать водичку»).
3) «Ищем ракушки». Предлагаем ребенку захватить «щепотку» пуговиц, отпустить, вытянуть самую большую, маленькую, круглую, квадратную и т.д.
4) «Ловим рыбку». Можно использовать пуговичный массаж и для стоп, выполняя круговые движения, глубоко погрузиться пошевелить пальцами, захватить пальцами и «выловить» из «пуговичного моря» красную или синюю «рыбку» и т.д.
5) «По дорожкам, по тропинкам» – хождение босыми ногами по пуговичным коврикам, дорожкам.
6) «Пуговки перебираем и стихи мы повторяем» – перебирать нанизанные на шнурок пуговицы пальцами с проговариванием стихотворений, чистоговорок и т.п.
Благодаря такому массажу мы активируем так называемый «мануальный интеллект», стимулируя кончики пальцев рук, ног, ладони и ступни. Таким образом, происходит активизация сенсорно-моторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром. Массаж кистей и стоп также активизирует жизненно важные центры организма.
_____
– Самомассажи для разных частей тела
______
a) «Ушки – непослушки»
Есть у нас ушки, ушки – непослушки
Мы щипаем их и гладим
Наши ушки – непослушки
b) «Щечки – мягкие комочки»
А вот и щечки – мягкие комочки
Их похлопаем ладошкой
Вот так, вот так
А потом погладим
Наши щечки мягкие – комочки.
1) Для рук:
a) «Ручки – хватучки»
У нас есть ручки, ручки – хватучки
Все подряд они хватают, хватают, хватают –
ручки – хватучки.
b) А следующие упражнения применяют в НОД по рисованию, лепке. Карандаш между ладонями, катаем вверх, вниз.
Чтобы детям было интересно, это движение выполняем под любое детское стихотворение или потешку.
Например:
Тили – тили – тили бом
Загорелся Кошкин дом
Кошка выскочила, глаза выпучила…
(сначала движения выполняем медленно, потом быстрее) .
c) Руку на стол или на коленку, пощипываем тыльную сторону ладони под слова детской песенки:
Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать
Вот так, вот так – свежей травки пощипать.
d) Руки вытянуть вперед, сжимаем и разжимаем кулачки:
Мы писали, рисовали
Наши пальчики устали
Мы немножко отдохнем
Рисовать опять начнем.
e) С шишками: между ладонями круговыми движениями под детскую считалочку:
Три медведя шли по лесу
Папа, мама и сынок
Папа, мама шли быстрее
Их сынок догнать не мог.
1) Для тела:
Дети встают парами, один ребенок поворачивается спиной.
a) Под слова:
Дождь, дождь! Надо нам, расходиться по домам.
(Хлопки ладонями по спине)
b) Под слова:
Гром! Гром! Как из пушек!
Нынче праздник у лягушек.
(Поколачивание кулачками по спине)
c) Под слова:
«Град! Град! Сыплет град
Все под крышами сидят»
(Постукивание пальчиками по спине) .
Затем пары меняются местами.
1) Для ног:
Хождение по дорожкам из пуговиц, пробок; катание шишек; захват пальцами ног мелких предметов; покрутится на пяточках, на носочках и многое другое.
Возможно, вас заинтересует статья о принципах общения с детьми.
Материал подготовлен Дилярой специально для agydar.ru
Видео: